Содержание:
Бетонные дорожные плиты, размеры и другие характеристики которых определяются ГОСТом 21924.0-84, изготавливаются из бетонов тяжелых марок. Для усиления конструкции используются арматурные стержни и проволока. Эти прочные и долговечные ЖБИ используется при строительстве постоянных автомагистралей и временных дорог, устройстве площадок, в ремонтных дорожных работах.
Устройство железобетонной дорожной плиты
ЖБИ представляют собой плоскую конструкцию, изготавливаемую из тяжелой бетонной смеси плотностью 2200-2500 кг/м3 классов прочности В25 или В30. Морозостойкость бетона для постоянных дорог для эксплуатации в регионах, в которых температура самого холодного месяца не ниже -15°C, – от F150. Для более холодного климата – F200. В состав изделий входят:
- арматурные каркасы из предварительно напряженных или ненапряженных стержней и арматурной проволоки;
- стальные петли, после монтажа не выступающие на поверхность покрытия дороги.
Примерный объем бетона, необходимый для изготовления дорожной плиты, рассчитывают по формуле V = S*h, в которой:
- V – объем бетона, м3;
- S – площадь ЖБИ, м2;
- H – высота изделия, м.
Для примерного определения, сколько весит дорожная плита, объем бетонной смеси умножают на ее плотность.
Классификация ЖБИ для ремонтно-строительных работ
ЖБИ, применяемые в дорожном строительстве, различаются по назначению – для устройства временных и постоянных дорог и по форме. При расчете изделий для временных дорог модуль деформации принимается равным 25 МПа, для постоянных – 50 МПа.
Геометрическая форма дорожных плит отражается в маркировке:
- П – наиболее популярная продукция прямоугольной формы. Разновидности – ПБ и ПББ, с одним или двумя совмещенными бортами. Длина прямоугольных дорожных плит – 1,75-6,0 м, ширина – 1,0-3,75 м, толщина – 140-170 мм.
- ПТ – ЖБИ с плоской трапецеидальной поверхностью.
- ПШ, ПШД, ПШП, ДПШ, ППШ – шестиугольные изделия и доборные элементы.
В обозначении марок дорожных плит прямоугольной формы указывают длину и ширину, выраженные в дециметрах, трапецеидальных – длину, шестиугольных – диагональ.
Особенности технологии укладки
Для создания прочного и долговечного покрытия при монтаже следует соблюдать ряд правил:
- При сооружении дорог временного применения допускается бетонные плиты класть на уплотненную песчаную подушку и не использовать бортовые камни.
- При строительстве магистралей постоянного использования ЖБИ укладывают на многослойное основание, в состав которого входят: дренажный щебневый слой, нетканый геотекстиль, песчаная подушка. Монтаж ограждения – обязательный. Каждые 10 м бордюра разделяют зазором 50-70 мм, который необходим для схода талых и дождевых вод.
- На полотне дороги в качестве крайних элементов укладывают изделия марок ПБ и ПББ с бортовыми выступами, прилегающими к ограждающим камням.
Использование бетонных плит обеспечивает простую укладку покрытия, ускоряет и упрощает дорожно-строительные работы, снижает затраты на мероприятия по разработке грунта. Недостатком таких ЖБИ является наличие швов. При необходимости получения бесшовного покрытия изготавливают наружный асфальтобетонный слой или заделывают швы строительными растворами.