Лестничные сходы: типовые проекты, элементы и монтаж

Железобетонные лестничные сходы на мостах, железных и автомобильных дорогах – высокопрочные конструкции, в состав которых входят косоуры, ступени, площадки, фундаменты под косоуры и другие элементы. Производители предлагают изделия для регионов, в которых сейсмическая активность не превышает 6 балов, минимальная температура равна -55°C. Такие ЖБИ могут использоваться на обычных грунтах на необводненной местности. Использование ЖБ-лестничных сходов обеспечивает высокую прочность и надежность всего сооружения, простой монтаж, минимальные затраты на обслуживание и ремонт.

Железобетонные лестничные сходы

Особенности производства

Для изготовления лестничных конструкций используют:

  • Тяжелый бетон класса прочности не ниже В15, с минимальной истираемостью. Водонепроницаемость – от W2, класс морозостойкости – зависит от климатических условий, в которых будут эксплуатироваться изделия. Отпускная прочность летом – 70%, зимой – 100%.
  • Арматурная сталь классов А-I, А-II, А-III, арматурная проволока периодического профиля Вр-1 – для изготовления усиливающего каркаса.
  • Стальной прокат по ГОСТу 380-2005 – для закладных элементов.
  • Антикоррозионные защитные покрытия, продлевающие срок службы.

Лестничные сходы из бетона для автодорожных путепроводов, мостов и эстакад – устройство и основные характеристики

Такие ЖБИ выпускают в соответствии с серией 3.503.1-96 и ТП 503-0-17. Они предназначены для подъема/спуска на автодорожные мосты, эстакады и путепроводы. Сходы технического назначения, предназначенные для прохода рабочих с инструментом, имеют ширину 0,75 м. Вблизи населенных пунктов для пропуска пешеходов устанавливают конструкции шириной 1,5 м.

Конструкция лестничных сходов состоит из следующих элементов:

  • косоур – наклонная балка с закладными элементами, к которой крепятся площадки и ступеньки;
  • лестничная площадка;
  • лестничная ступень;
  • опорная плита.
Конструкция лестничных сходов

Экономичный и безопасный при эксплуатации вариант – ступени для лестницы из мытого бетона, изготавливаемые по специальной технологии с использованием мелкофракционного щебня. Шершавая на ощупь поверхность идеальна для мест, открытых для воздействия атмосферных осадков, благодаря наличию антискользящего эффекта. Плюсы ступеней из мытого бетона: отсутствие необходимости в дополнительном антискользящем покрытии, низкая истираемость поверхности, широкий ассортимент декоративных решений.

В перечень элементов, используемых при обустройстве лестничных сходов, могут входить: барьерные ограждения, сигнальные столбики, направляющие устройства и другие элементы.

Лестничные сходы для железных дорог

Железобетонные лестничные сходы, выпускаемые по сериям 3.501-96 и 3.501-180.95, используются на железных дорогах нормальной колеи для обустройства лестничных сходов по откосам, переходов между мостовыми опорами и насыпями. Сборные лестницы делятся на две группы – для высоты насыпи до 5,0 м и более 5,0 м.

Изделия изготавливают из тяжелых бетонов, соответствующих требованиям ГОСТа 25192-2012. При производстве лежней и опорных подушек используют бетон класса прочности В20, ступени, косоуры, плиты, фундаменты – В25. Классы морозостойкости – F200-F300, конкретное значение зависит от региона.

Ширина – 1 м, 1,5 м, 2,0 м, количество ступеней – 12 и 16.

Лестничные сходы для железных дорог

Маркировка конструкций

Буквенно-цифровая маркировка лестничных сходов и их элементов содержит следующие обозначения, размерные параметры указываются через дефис:

  • СЛ – сход лестничный;
  • КЛ (или К) – косоур лестничный;
  • ПЛ (или П) – площадка;
  • СЛ (или ПС) – ступень;
  • БЛ – балка схода;
  • Ф – фундамент под косоуры;
  • Л – лежень;
  • СТ – стойка;
  • ОП – опорная подушка;
  • ОГ – оголовок;
  • длина, ширина, высота элемента.

В маркировке ступеней дополнительно могут быть указаны следующие буквы и цифры:

  • «д» – наличие декоративного конструкционного слоя;
  • 1 – изделие имеет типовые закладные изделия, 2 и 3 – дополнительные закладные изделия;
  • «л» – закладные элементы имеют левое исполнение.

Специфика использования железобетонных лестничных сходней

Независимо от типа используемой лестничной конструкции при монтаже следует соблюдать следующие правила:

  • К строительству схода приступают только после организации насыпи. Это особо актуально для лестниц, которые ведут к автомобильным дорогам и мостам.
  • Если лестничный сход служит для соединения эстакад с насыпями, то его устанавливают под углом 45° к дорожному полотну.
  • Монтаж производится при наличии технологической карты и разработанного проекта.
  • Чаще всего строительство лестничных сходов ведется одновременно с укладкой нового или заменой старого дорожного покрытия.

Косоуры укладываются по откосу насыпи с врезкой в грунт. В основании монтируют опору, в которую упирается косоур.

Типовые и нетиповые проекты на лестничные сходы

Типовые лестницы выпускают по готовым чертежам в соответствии с сериями 3.503.1-96, 3.501-963, 501-180.95, ТП 503-0-17. Но в современном строительстве часто требуются оригинальные не стандартизированные решения. Нестандартные по размерам и конфигурации элементы лестничных сходней могут потребоваться в следующих случаях:

  • Реализация нового строительного проекта, содержащего нестандартные архитектурные решения.
  • Необходимость дополнить уже существующую конструкцию.
  • Использование типовых ЖБИ – экономически нецелесообразно или не позволяет выполнить инженерную задачу.
нетиповые проекты на лестничные сходы

Моменты, которые необходимо учитывать при проектировании лестничных сходов

При проектировании лестниц, используемых при строительстве мостов, автомобильных и железных дорог учитывают следующие факторы:

  • Необходимость использования пандусов. Замена пандусов металлическими рейками редко бывает эффективной из-за небольшого расстояния между ними.
  • Продуманное расположение поручней. При широких лестничных пролетах рекомендуется устанавливать их по краям и в середине пролета, что значительно повышает безопасность передвижения пешеходов, особенно в ненастную погоду и в гололед.
  • Необходимость нанесения предупредительных полос на каждую ступеньку и окончание площадки в лестницах с несколькими маршами.
  • Обеспечение нескользкой поверхности ступеней.

Вопросы-ответы

Можно ли посыпать лестничные сходы солью для очистки от наледи?

В большинстве случаев использование соли и других химически активных веществ для очистки ступеней и площадок лестничных сходов запрещено. Разрешается механическая очистка с последующей посыпкой песком.

Какая должна быть высота поручней?

Высота расположения поручней для взрослых – 0,9 м, для детей – 0,7 м.

Что такое ДПК и где он применяется?

ДПК – это древесно-полимерный композит, современный влагостойкий и долговечный материал. Изготавливается из полимеров и древесной муки. Может использоваться при производстве элементов лестниц. Композитные ступени обычно применяются в лестничных сходах со средне интенсивной нагрузкой.

Автор-эксперт: Смирнов Виталий

Строительный эксперт с 20 летним стажем.

Образование:

1998 год - Ижевский государственный технический университет по специальности инженер-строитель "Промышленное и гражданское строительство".
1997 год - Ижевский монтажный техникум по специальности техник-строитель-технолог.

Опыт работы:

Инженер технического контроля качества выполнения работ строительных работ: геодезия (планировка); земляные; дренажные; гидроизоляционные; монолитные, а также все виды работ с инженерными коммуникациями.

Производим и предлагаем продукцию:

Читайте также:

Все статьи