Содержание:
- Особенности производства
- Лестничные сходы из бетона для автодорожных путепроводов, мостов и эстакад – устройство и основные характеристики
- Лестничные сходы для железных дорог
- Маркировка конструкций
- Специфика использования железобетонных лестничных сходней
- Типовые и нетиповые проекты на лестничные сходы
- Моменты, которые необходимо учитывать при проектировании лестничных сходов
- Вопросы-ответы
Железобетонные лестничные сходы на мостах, железных и автомобильных дорогах – высокопрочные конструкции, в состав которых входят косоуры, ступени, площадки, фундаменты под косоуры и другие элементы. Производители предлагают изделия для регионов, в которых сейсмическая активность не превышает 6 балов, минимальная температура равна -55°C. Такие ЖБИ могут использоваться на обычных грунтах на необводненной местности. Использование ЖБ-лестничных сходов обеспечивает высокую прочность и надежность всего сооружения, простой монтаж, минимальные затраты на обслуживание и ремонт.
Особенности производства
Для изготовления лестничных конструкций используют:
- Тяжелый бетон класса прочности не ниже В15, с минимальной истираемостью. Водонепроницаемость – от W2, класс морозостойкости – зависит от климатических условий, в которых будут эксплуатироваться изделия. Отпускная прочность летом – 70%, зимой – 100%.
- Арматурная сталь классов А-I, А-II, А-III, арматурная проволока периодического профиля Вр-1 – для изготовления усиливающего каркаса.
- Стальной прокат по ГОСТу 380-2005 – для закладных элементов.
- Антикоррозионные защитные покрытия, продлевающие срок службы.
Лестничные сходы из бетона для автодорожных путепроводов, мостов и эстакад – устройство и основные характеристики
Такие ЖБИ выпускают в соответствии с серией 3.503.1-96 и ТП 503-0-17. Они предназначены для подъема/спуска на автодорожные мосты, эстакады и путепроводы. Сходы технического назначения, предназначенные для прохода рабочих с инструментом, имеют ширину 0,75 м. Вблизи населенных пунктов для пропуска пешеходов устанавливают конструкции шириной 1,5 м.
Конструкция лестничных сходов состоит из следующих элементов:
- косоур – наклонная балка с закладными элементами, к которой крепятся площадки и ступеньки;
- лестничная площадка;
- лестничная ступень;
- опорная плита.

Экономичный и безопасный при эксплуатации вариант – ступени для лестницы из мытого бетона, изготавливаемые по специальной технологии с использованием мелкофракционного щебня. Шершавая на ощупь поверхность идеальна для мест, открытых для воздействия атмосферных осадков, благодаря наличию антискользящего эффекта. Плюсы ступеней из мытого бетона: отсутствие необходимости в дополнительном антискользящем покрытии, низкая истираемость поверхности, широкий ассортимент декоративных решений.
В перечень элементов, используемых при обустройстве лестничных сходов, могут входить: барьерные ограждения, сигнальные столбики, направляющие устройства и другие элементы.
Лестничные сходы для железных дорог
Железобетонные лестничные сходы, выпускаемые по сериям 3.501-96 и 3.501-180.95, используются на железных дорогах нормальной колеи для обустройства лестничных сходов по откосам, переходов между мостовыми опорами и насыпями. Сборные лестницы делятся на две группы – для высоты насыпи до 5,0 м и более 5,0 м.
Изделия изготавливают из тяжелых бетонов, соответствующих требованиям ГОСТа 25192-2012. При производстве лежней и опорных подушек используют бетон класса прочности В20, ступени, косоуры, плиты, фундаменты – В25. Классы морозостойкости – F200-F300, конкретное значение зависит от региона.
Ширина – 1 м, 1,5 м, 2,0 м, количество ступеней – 12 и 16.
Маркировка конструкций
Буквенно-цифровая маркировка лестничных сходов и их элементов содержит следующие обозначения, размерные параметры указываются через дефис:
- СЛ – сход лестничный;
- КЛ (или К) – косоур лестничный;
- ПЛ (или П) – площадка;
- СЛ (или ПС) – ступень;
- БЛ – балка схода;
- Ф – фундамент под косоуры;
- Л – лежень;
- СТ – стойка;
- ОП – опорная подушка;
- ОГ – оголовок;
- длина, ширина, высота элемента.
В маркировке ступеней дополнительно могут быть указаны следующие буквы и цифры:
- «д» – наличие декоративного конструкционного слоя;
- 1 – изделие имеет типовые закладные изделия, 2 и 3 – дополнительные закладные изделия;
- «л» – закладные элементы имеют левое исполнение.
Специфика использования железобетонных лестничных сходней
Независимо от типа используемой лестничной конструкции при монтаже следует соблюдать следующие правила:
- К строительству схода приступают только после организации насыпи. Это особо актуально для лестниц, которые ведут к автомобильным дорогам и мостам.
- Если лестничный сход служит для соединения эстакад с насыпями, то его устанавливают под углом 45° к дорожному полотну.
- Монтаж производится при наличии технологической карты и разработанного проекта.
- Чаще всего строительство лестничных сходов ведется одновременно с укладкой нового или заменой старого дорожного покрытия.
Косоуры укладываются по откосу насыпи с врезкой в грунт. В основании монтируют опору, в которую упирается косоур.
Типовые и нетиповые проекты на лестничные сходы
Типовые лестницы выпускают по готовым чертежам в соответствии с сериями 3.503.1-96, 3.501-963, 501-180.95, ТП 503-0-17. Но в современном строительстве часто требуются оригинальные не стандартизированные решения. Нестандартные по размерам и конфигурации элементы лестничных сходней могут потребоваться в следующих случаях:
- Реализация нового строительного проекта, содержащего нестандартные архитектурные решения.
- Необходимость дополнить уже существующую конструкцию.
- Использование типовых ЖБИ – экономически нецелесообразно или не позволяет выполнить инженерную задачу.

Моменты, которые необходимо учитывать при проектировании лестничных сходов
При проектировании лестниц, используемых при строительстве мостов, автомобильных и железных дорог учитывают следующие факторы:
- Необходимость использования пандусов. Замена пандусов металлическими рейками редко бывает эффективной из-за небольшого расстояния между ними.
- Продуманное расположение поручней. При широких лестничных пролетах рекомендуется устанавливать их по краям и в середине пролета, что значительно повышает безопасность передвижения пешеходов, особенно в ненастную погоду и в гололед.
- Необходимость нанесения предупредительных полос на каждую ступеньку и окончание площадки в лестницах с несколькими маршами.
- Обеспечение нескользкой поверхности ступеней.
Вопросы-ответы
В большинстве случаев использование соли и других химически активных веществ для очистки ступеней и площадок лестничных сходов запрещено. Разрешается механическая очистка с последующей посыпкой песком.
Высота расположения поручней для взрослых – 0,9 м, для детей – 0,7 м.
ДПК – это древесно-полимерный композит, современный влагостойкий и долговечный материал. Изготавливается из полимеров и древесной муки. Может использоваться при производстве элементов лестниц. Композитные ступени обычно применяются в лестничных сходах со средне интенсивной нагрузкой.