Рейтинг (3.48)

Какую трубу положить в канаву под заезд

Содержание:

При благоустройстве территорий часто приходится продумывать устройства дренажа для отвода поверхностных, дождевых или паводковых вод. Для этого вдоль дорог или по периметру участка организуют специальные каналы, чтобы по ним уходила вода, не размывая дорожные насыпи и площадки. Но в некоторых местах открытый канал создать нельзя: например, на въезде на участок или в месте перепада высот. В этом случае понадобится дренажная труба, которую закапывают в насыпь проезда на уровне канавы вдоль дороги. В статье расскажем, как правильно выбирать такие трубы и как их правильно устанавливать.

ЖБ трубы на заезд

Виды труб и их характеристики

При производстве дренажных труб применяют разные материалы. От них зависит прочность готового изделия и его долговечность. Чаще всего при изготовлении труб используют сталь, бетон или пластик. Однозначно ответить, какую трубу положить под заезд перед участком, нельзя: нужно внимательнее изучить особенности каждого материала.

  • Полимерные трубы.

Изготавливаются из мягких пластиков, например, полипропилена. Этот материал не подвержен воздействию агрессивных сред или воды. Поэтому может долго пролежать в земле и не потерять своих свойств.

Но стоит учесть несколько минусов полипропилена. Во-первых, он чувствителен к высоким и низким температурам. При нагреве он размягчается и теряет жесткость, а при охлаждении становится хрупким: от резкой динамической нагрузки полипропиленовая труба может лопнуть. Во-вторых, пластики теряют прочность под воздействием ультрафиолета, то есть солнечного света. И если такую трубу как следует не заглубить, то со временем она станет менее упругой и покроется мелкими трещинами.

  • Бетонные трубы.

Отливаются из бетонных смесей в специальных формах. Имеют хорошую прочность и не боятся солнечного света. Высокие температуры в летний период никак не повлияют на бетон. Если он имеет низкий коэффициент водопоглощения, то сможет выдержать и большое количество циклов заморозки.

Однако минусы у бетонных труб тоже есть. Он имеет низкое сопротивление химически активным средам и низкую прочность при поперечном сжатии. Это нормальное явление для геометрически сложных изделий из бетона: так же ведут себя бетонные кольца, из которых делают септики и колодцы. Уложенное кольцо хорошо сопротивляется большим нагрузкам на сжатие, но сильное боковое воздействие может его сломать. Поэтому перед активной эксплуатацией бетонных труб их следует укладывать в подготовленную траншею и засыпать с боков грунтом, тщательно его трамбуя. Это убережет трубу от повреждения.

  • Железобетонные трубы.

Лишены отрицательных свойств бетонных труб и способны выдерживать большие нагрузки, благодаря внутреннему каркасу из стальной арматуры, вокруг которого заливают бетон. Каркас хорошо сопротивляется изгибам и растяжению, а бетон — сжатию. Это значительно увеличивает прочность готового изделия и позволяет использовать его даже там, где нельзя использовать обычные бетонные трубы, например, на подвижных пучинистых грунтах. Железобетонное изделие не так требовательно к аккуратности монтажа, поэтому укладка трубы в канаву происходит проще и быстрее, ведь ее легче закрепить перед подъемом краном.

  • Металлические трубы.

Изготавливаются из стали. Они, как и железобетонные, имеют высокую прочность, но меньший вес. Но срок их службы, особенно в качестве дренажных труб, значительно меньше. Дело в том, что необработанная сталь чувствительна к высокой влажности. А при закапывании трубы в грунт, где помимо влажности она подвергается воздействию агрессивных химических соединений, запускается процесс коррозии. Поэтому перед укладкой стальной трубы рекомендуется защищать ее гидроизоляцией. Это увеличивает время монтажа и стоимость работ, при этом нарушение технологии покрытия может свести все усилия по гидроизоляции к нулю.

Другие критерии выбора

Материал, из которого изготовлена труба для стока воды под насыпью проезда, — это не единственное, на что стоит обратить внимание. Важно правильно подобрать размер поперечного сечения (диаметра) трубы и ее жесткость.

  • Подбор диаметра трубы.

Многолетний опыт эксплуатации ливневых канализаций показывает, что минимальный диаметр проходного сечения труб для отвода сточных вод — 200 мм. Но такие параметры подходят для идеальных условий эксплуатации: на участке с определенным уклоном, чистой водой, низкой шероховатостью внутренней поверхности дренажа. В реальности обеспечить такие условия сложно, поэтому, решая какую трубу класть в канаву под заезд, стоит подбирать диаметр с запасом.

Если у придорожной канавы уклон менее 10 промилле, то лучше выбирать трубу с диаметром от 400 до 500 мм. Это гарантирует, что вода будет свободно проходить сквозь нее даже в случае сильного дождя. Если есть сомнения, что дренажная система справится с потоком ливневой канализации, можно обратиться к инженерам-строителям для расчета необходимого сечения трубы.

  • Выбор жесткости трубы.

Эта характеристика показывает максимально допустимую нагрузку, которую может выдержать труба, уложенная в тело насыпи. Как правило, ее указывают в технических характеристиках изделия. Жесткость зависит от материала, из которого изготовлена труба.

Например, на пластиковых трубах жесткость обозначают символами «SN» и цифрами 4,6,8,16. Цифры после этих символов показывают нагрузку в килоньютонах на квадратный метр. Для железобетонных труб существует два класса прочности — В30 и В40. Они соответствуют нагрузке от насыпи 2-6 м и 8-10 м высотой. Чем выше жесткость, тем большую массу выдержит труба. Если предполагается, что на участок через насыпь будет заезжать тяжелая строительная техника, то нужно выбирать трубу с большим значением жесткости, как у железобетонных труб.

Кроме этих характеристик, для многих покупателей при выборе, какую трубу положить в канаву, решающим фактором будет их стоимость. Конечно, нет необходимости переплачивать, если нужна небольшая труба с маленьким диаметром. Но если появляется риск потерять возможность проехать на участок при проливном дожде или во время весенних паводков, есть смысл подстраховаться и взять дренажную трубу с запасом по проходному сечению. И в этом случае разница в цене между трубами, выполненными из разных материалов, нивелируется. Стоит сделать выбор в пользу изделий с большей прочностью и сроком службы. Такая покупка будет выгодней.

ЖБ трубы на заезд

Технология укладки труб и организация въезда на участок

Процесс монтажа труб похож на укладку трубы под дорогу с отсыпкой насыпи над ней. Разница в том, что высота насыпи ниже, а длина труб — меньше. Процесс монтажа выглядит так:

  • Подготовка. В подготовку обычно входят важные этапы: проектирование инженерного объекта, расчет сметной стоимости монтажа, разметка площадки строительства и ее расчистка. Нужно купить материалы, арендовать инструмент и спецтехнику, подобрать рабочих. Кроме того, стоит выстроить логистику по подвозу материалов и техники заранее — это снизит количество простоев. Чем больше деталей будет учтено во время подготовки, тем эффективнее получится работа, и тем ниже будет ее стоимость.
  • Планировка траншеи. В зависимости от размеров канавы и типа грунта рыть траншею можно вручную или с помощью экскаватора. После формирования дна и стенок канавы их необходимо утрамбовать и выстелить геотекстильной сеткой, чтобы предотвратить размывание. Затем на дне отсыпают песчаную подушку не меньше 20 см высотой. Если есть риск подвижек грунта, то перед отсыпкой песчаной подушки следует заглубить траншею еще на 10 см и заполнить это пространство утрамбованным щебнем. Для защиты от застоя воды в канаве и разрушения ее стенок лучше организовать уклон как минимум 2 градуса.
  • Укладка трубы. После подготовки подушки следует проверить, чтобы на ней не было выраженных ям и неровностей. Если все в порядке, то можно приступать к укладке трубы в канаву на заезд. Трубу укладывают на середину канавы по ее оси. Для удобства работ стенки канавы можно закрепить деревянной опалубкой. После укладки трубы нужно проверить ее уклон. Если труба лежит в правильном положении, то можно приступать к засыпке канавы и формированию насыпи.
  • Формирование проезда. Канаву с трубой нужно засыпать песком послойно. Каждый слой по 20-30 см следует тщательно утрамбовывать. Последний слой должен быть выше трубы как минимум на 30 см. Затем засыпают щебеночную подушку толщиной в 15-20 см и тоже трамбуют. Последним слоем стоит засыпать песок или отсев, чтобы он заполнил пустоты между зернами щебня и укрепил насыпь. В результате должна получиться прочная насыпь над трубой высотой не менее полуметра. Это убережет трубу от нагрузок даже в случае проезда очень тяжелой техники.
  • Заливка боковин заезда. Последним этапом укрепляют оголовки трубы. Перед ними выкапывают ямы и заполняют гравием. Насыпь вокруг оголовка заливают бетоном, чтобы избежать размытия и уберечь трубу от заиливания.

После выполнения всех рекомендаций следует подождать 3-4 дня, пока бетон не наберет прочность. В это время не стоит нагружать сооружение слишком сильно. Открывать проезд для тяжелой техники можно не раньше чем через 7-10 дней, пока не произойдет осадка насыпи.

Ошибки при укладке

Чтобы сооружение прослужило долго, подготовку и монтаж лучше доверять профессиональным строителям. При самостоятельной работе можно допустить ошибки, которые сделают напрасными все труды. Мы собрали наиболее частые из них в таблицу, чтобы можно было проконтролировать себя или наемных работников.

Ошибка Последствия
Не подготовлено основание перед укладкой, не сделана песчаная подушка Нагрузки вдавят трубу в грунт, и она забьется илом
Оголовки трубы утоплены в насыпь и не выходят за края насыпи Откосы насыпи будут осыпаться: грунт скопится внутри трубы и ухудшит проток воды
Используются нескольких труб небольшого диаметра вместо одной большой Небольшое сечение трубы замедлит прохождение потока воды. Такая конструкция будет быстро засоряться
Бетонное укрепление насыпи поднимается выше ее поверхности Стенки со временем сколются со временем и повредят шины автомобилей
Длина трубы и ширина проезда по насыпи рассчитаны неверно, и проезд получился узким Автомобили, особенно грузовые, при заезде будут попадать колесами на край канавы и разрушать ее
Слой насыпи над трубой меньше 40 см Нагрузка на трубу будет повышена, и есть риск ее разрушения
Дата публикации: 15.03.2019
Дата обновления: 19.02.2024

Производим и предлагаем продукцию:

Читайте также:

Все статьи