Рейтинг (3.56)

Бордюр из бетона

Содержание:

Бетонный бордюр – элемент благоустройства, благодаря которому разделяют зоны различной функциональности, укрепляют границы дорожных покрытий, повышают эстетику частных и общественных территорий. В соответствии с ГОСТом 6665-91 такие бетонные или железобетонные изделия называют бортовыми камнями. Другие названия – бордюрный камень, поребрик.

Бетонный бордюр

Функции бордюрного камня

Установка бетонных бортовых камней, изготовленных из тяжелых бетонных смесей, решает следующие задачи:

  • в дорожном строительстве – отделяет проезжую часть от тротуара и, тем самым, повышает безопасность пешеходов;
  • при благоустройстве ландшафта – разделяет зоны различной функциональности, подчеркивает некоторые важные участки;
  • защищает обочины от размывания и осыпания грунта, предотвращает смещение элементов плиточного покрытия и продлевает его рабочий период.

Преимущества и недостатки бордюра из бетона

Бордюрные камни, изготовленные из бетонных смесей высоких классов прочности, водонепроницаемости и морозостойкости способом полусухого вибропрессования, отличаются:

  • длительным рабочим периодом, благодаря устойчивости к негативным атмосферным факторам и механическим воздействиям;
  • простотой укладки на запланированных участках;
  • широким ассортиментом, который позволяет выбрать изделие, подходящее для конкретной области применения.

Минусом можно считать большой вес бетонных бортовых камней, из-за которого необходимо привлекать грузоподъемную спецтехнику.

Виды бетонных бордюров

Бетонные бордюры

В соответствии с ГОСТом 6665-91 бетонные и железобетонные бортовые камни разделяют на следующие типы:

  • БР – прямые рядовые;
  • БУ – прямые с уширением;
  • БУП – прямые с прерывистым уширением;
  • БЛ – прямые с лотком;
  • БВ – въездные;
  • БК – криволинейные.

В маркировке бордюров, помимо буквенного обозначения типа поребрика, присутствуют цифровые группы, характеризующие длину, высоту и ширину изделия в сантиметрах. Длина камней – 500, 1000, 3000, 6000 мм, высота – 200-600 мм, наиболее распространенная ширина – 150-200 мм. Крупногабаритные ЖБИ выпускают с использованием арматурных каркасов. Сколько весит бетонный бордюр, зависит от его размеров, плотности бетона, применяемого при его изготовлении, наличия/отсутствия арматурного каркаса.

Поребрики могут быть одно- или двухсторонними. Назначение одностороннего бордюрного камня – разделение зон, в которых покрытия находятся на разных уровнях. Пример: ограничение островков безопасности на магистралях и автозаправочных станциях. Двусторонние изделия используются для разделения покрытий, расположенных на одной высоте. Наиболее распространена стандартная форма – с одной слегка скошенной стороной.

Виды бордюров из бетона по назначению

По назначению бетонные бордюры условно разделяют на следующие виды: магистральный, дорожный, садовый.

Магистральный (шоссейный)

Магистральный (шоссейный) бордюр

Эти бетонные бортовые камни имеют наибольшие размеры. Такие ЖБИ устанавливаются на международных магистралях, автомобильных развязках, длинных трассах с разделительной полосой. Для магистральных бортовых камней характерна высокая устойчивость к негативным внешним факторам. Их функции:

  • отделение проезжей части от пешеходной;
  • защита дорожного покрытия от попадания воды с обочин;
  • удерживание полотна при его горизонтальной реакции на проезд тяжелого автотранспорта;
  • декоративно-предупредительная.

Магистральные бортовые камни применяются при обустройстве дорожных покрытий любого класса.

Дорожный

Дорожный бордюр

Дорожные бортовые камни устанавливаются вдоль любых дорог, связанных с проездом автотранспорта. Укладка бетонного бордюра решает следующие задачи:

  • предотвращает смещение и размытие дорожного и тротуарного полотен;
  • сохраняет геометрические границы дороги;
  • повышает безопасность прохожих;
  • увеличивает устойчивость ФЭМ к расползанию, статическим и динамическим механическим воздействиям.

Это самый распространенный тип бортового камня. Наиболее популярные размеры: длина – 1000 мм, высота – 300 мм, ширина – 150, 180 мм.

Для садовых участков

Бордюр для садовых участков

На придомовых территориях и дачных участках, в парках и скверах устанавливаются бетонные бордюры самых маленьких размеров. Они востребованы в качестве ограждения для дорожек, клумб, палисадников, площадок для мангалов. С их помощью ограничивают части сада, отдельные деревья и другие растения. Садовые поребрики применяются также для монтажа на парковках, стоянках для легковых и грузовых автомобилей, в жилых кварталах. Длина садовых бетонных бордюров – 500 мм, 1000 мм, высота – 200 мм, ширина – 80 мм.

Производители предлагают специальные модели под газонокосилку, в которых присутствует скошенный край, располагаемый со стороны газона. Такая конструкция бордюра позволяет избежать повреждения лезвий при скашивании травы. Садовые поребрики решают не только практические, но и декоративные задачи. Поэтому их часто окрашивают в разные цвета, в том числе соответствующие цвету тротуарной плитки.

Особенности производства бордюрного камня

При производстве бордюрного камня используются тяжелые бетоны высоких марок прочности и морозостойкости.

Характеристики бетонов, применяемых для изготовления бортовых камней

Необходимые свойства бетонных смесей зависят от запланированной области применения бордюров.

Таблица технических характеристик бетонов, которые чаще всего используются для изготовления бордюрных камней разного назначения

Вид бордюра по назначению

Размерные параметры, мм

Масса, кг

Характеристики бетонной смеси, морозостойкость (F) и класс прочности (В)

Магистральный

1000 х 300 х 180

120

F300, В30

1000 х 450 х 150

140

1000 х 450 х 180

90

Дорожный

1000 х 300 х 150

96

F200, В30

Садовый

1000 х 200 х 80

36

F200, В30

500 х 200 х 80

18

Бетонная смесь, используемая при производстве бортовых камней, состоит из 4 основных и дополнительных компонентов:

  • Вяжущее. Его функции выполняет цемент, соответствующий ГОСТу 31108-2020. Для изготовления поребриков используется бездобавочный портландцемент ЦЕМ 0 или портландцемент ЦЕМ I, в котором количество минеральных добавок не превышает 5%. Классы прочности вяжущего – 32,5 (М400) и 42,5 (М500). При производстве продукции, предназначенной для эксплуатации в экстремальных условиях, используется цемент класса прочности 52,5 (М600).
  • Крупный заполнитель. Наиболее прочным является щебень, изготавливаемый дроблением плотных горных пород – гранита, базальта, габбро-диабаза. Фракция – 5-20 мм. Морозостойкость щебня должна соответствовать требуемой морозостойкости бетона.
  • Мелкий заполнитель – песок. Для изготовления бордюров подходит песок, соответствующий требованиям ГОСТа 8736-29014. Стандарт ограничивает содержание пылевидных и глинистых частиц. В данном случае может использоваться карьерный (сеяный или мытый) и речной песок со средним модулем крупности Мк 2,0-2,5.
  • Вода. Для затворения вяжущего компонента должна использоваться вода из централизованного водопровода или из колодца (скважины), предварительно проверенная в лаборатории. Вода из рек или водоемов для приготовления бетонной смеси не подходит, поскольку содержит компоненты, ухудшающие качество бетона.

В состав бетонных смесей часто вводятся дополнительные присадки, номенклатура и процентное содержание которых зависит от условий эксплуатации бордюрного камня. Возможные добавки: пластификаторы, суперпластификаторы, ускорители твердения смеси, красители и другие.

Производственные технологии

Бортовые камни изготавливаются способами вибролитья или полусухого вибропрессования. Первая технология, не требующая сложного оборудования и применяемая на небольших предприятиях, не позволяет получать изделия с высокими рабочими характеристиками.

Для способа полусухого вибропрессования требуется дорогостоящее специализированное оборудование. Но только эта технология обеспечивает изделиям высокие: прочность, точность геометрических параметров, устойчивость к атмосферным факторам и механическим воздействиям, долговечность. Полусухое вибропрессование применяется на крупных предприятиях, специализирующихся на производстве ЖБИ.

Как устанавливаются бетонные бордюры – основные этапы

Порядок установки бортового камня:

  • Размечают территорию и подготавливают поверхность – убирают мусор и растительность.
  • По линии установки камня вбивают колышки, натягивают между ними веревку.
  • Выкапывают траншею глубиной, равной 2/3 высоты бордюра. Ее ширина должна быть равна ширине ЖБИ + 50 мм с каждой стороны.
  • На дно укладывают щебневый дренажный слой толщиной 30-40 мм, трамбуют его.
  • Поверх щебневой подушки укладывают песчаный слой толщиной примерно 20 мм, трамбуют.
  • Поребрики устанавливают на подготовленное основание, выравнивают по высоте.
  • Готовят цементно-песчаный раствор, который выкладывают ровным слоем вдоль бордюра. Выравнивают положение камней с помощью резинового молотка. Все пустоты заливают раствором.
  • После застывания цементно-песчаного раствора осуществляют обратную засыпку траншеи.

Чем покрасить бетонные бордюры

Покраска бортовых камней может понадобиться не только для улучшения их эстетики, но и в практических целях. Бордюр должен выделяться на фоне магистралей, поэтому его часто окрашивают в контрастные цвета – белый и черный. Краска, используемая для нанесения на ЖБИ, должна быть устойчивой к яркому УФ-излучению, температурным перепадам, воздействию воды и химически активных веществ. Этим требованиям соответствует несколько видов красок.

Атмосферостойкие акриловые

Это наиболее распространенный вид красок, используемый для окрашивания бетонных поверхностей. Их преимущества: доступная стоимость, простота нанесения, экологическая безопасность. Акриловые краски изготовлены на водной основе, поэтому не выделяют токсичных веществ ни при нагреве, ни при отрицательных температурах. Покрытие – матовое, устойчивое к воздействию кислых и щелочных сред, солей, ГСМ.

Силиконовые

Это дорогие краски, стоимость которых оправдана рядом преимуществ. Среди них:

  • хорошая совместимость с другими красками;
  • износостойкость, а, следовательно, долговечность;
  • паропроницаемость;
  • высокая устойчивость к воздействию влаги и химически активных веществ.

Известковые

Основные преимущества известковых красителей, реализуемых в виде составов, готовых к применению, или паст, которые нужно самостоятельно разводить водой:

  • невысокая стоимость;
  • паропроницаемость;
  • антисептические свойства.

Минус такого решения – низкая атмосферостойкость, требующая частого обновления покрытия. Известковую краску обычно используют в белом цвете.

Силикатные и силикатно-зольные

Это дорогие красители, обеспечивающие: возможность нанесения на новые и старые поверхности, глубокое матовое покрытие, износостойкость, высокую устойчивость к атмосферным факторам. Минусы красителей – трудности при снятии старого слоя и снижение насыщенности цвета с течением времени.

Акрилатные

Акрилатные краски наносятся как на новую, так и на окрашенную бетонную поверхность. Плюсы акрилатных материалов: паропроницаемость, устойчивость к химически агрессивным средам, большой выбор оттенков. Такие краски часто используют при благоустройстве придомовых и общественных территорий.

Бетонные бортовые камни, изготовленные по технологии полусухого вибропрессования, – прочные и долговечные изделия. Главное – найти надежного и проверенного производителя, предоставляющего все необходимые сертификаты и гарантии на изделия и оказываемые услуги.

Дата публикации: 26.06.2023

Читайте также:

Все статьи