Содержание:
Мостовые сваи – это железобетонные изделия, изготавливаемые в заводских условиях из тяжелых бетонов способом полусухого прессования. Используются при строительстве авто-, железнодорожных и гидротехнических объектов. От обычных свай, используемых в жилом строительстве, мостовые ЖБ-изделия отличаются повышенными эксплуатационными свойствами – прочностью, трещиностойкостью, водонепроницаемостью, морозостойкостью, что обусловлено сложными эксплуатационными условиями. Их производство осуществляется в соответствии с ГОСТом 19804-2012 и другой нормативной документацией.
Области применения мостовых свай
Эти ЖБ-изделия используются при строительстве:
- фундаментов автомобильных и ж/д мостов, сооружаемых как на суше, так и в воде;
- эстакад метрополитена;
- гидротехнических объектов;
- пешеходных, автомобильных, железнодорожных тоннелей;
- магистральных трубопроводных систем.
Мостовые ЖБ-сваи могут использоваться при возведении высотных зданий различного назначения. Их применение в малоэтажном строительстве из-за высокой стоимости экономически невыгодно, поскольку технические характеристики изделий в этом случае раскрываются не в полной мере.
Основные характеристики мостовых свай
При производстве мостовых ЖБ-свай используется тяжелый бетон повышенного класса морозостойкости – от F-200. Особенно это актуально для опор, которые располагаются в воде и/или часто подвергаются циклам замораживания/оттаивания.
Другие характеристики бетона, используемого для этих целей:
- плотность – 2200-2500 м3;
- класс прочности – от В25;
- марка водонепроницаемости – W4 и выше.
Повышенная устойчивость к появлению и развитию трещин достигается благодаря усилению конструкции каркасом, изготовленным из рифленых предварительно напряженных арматурных стержней.
В соответствии с актуальным государственным нормативом мостовые ЖБ-сваи имеют следующие характеристики:
- размер стороны поперечного сечения – 350 и 400 мм;
- максимальная длина изделий с сечением 350х350 мм – 16 м, 400х400 мм – 18 м;
- масса – 1,9-6,7 т.
Качественные характеристики ЖБ-изделий проверяются следующими способами:
- устойчивость к трещинообразованию – статической нагрузкой или усилием на изгиб при поднятии в воздух;
- прочность – испытания проводятся способом разрушающего контроля с использованием механических приборов или неразрушающим методом с помощью ультразвука;
- морозостойкость – проверяется с применением ультразвуковых приборов.
Маркировка мостовых свай
Эти ЖБ-изделия имеют стандартизированное обозначение, в котором указывают:
- С – свая мостовая железобетонная;
- длину изделия, дм;
- размер стороны поперечного квадратного сечения, см.
В маркировке могут присутствовать:
- буква Т – индекс, свидетельствующий о высокой стойкости к трещинообразованию;
- класс армирования, показывающий число продольных поясов арматурного каркаса;
- В – буква, указывающая на высокие стойкость к деформации и морозостойкость бетона, из которого изготовлена свая;
- класс водонепроницаемости бетона.
Пример маркировки изделия: С10-35Т4. Расшифровывается как: «Свая длиной 10 м, с поперечным сечением 35х35 см, повышенной трещиностойкостью, 4 армирующих пояса».
Условия хранения и перевозки ЖБ-свай
Значительные габариты и масса затрудняют хранение и транспортировку ЖБ-изделий. Допускается хранить сваи штабелями высотой до 2500 мм. Между рядами укладываются деревянные элементы, которые защищают ЖБИ при проведении погрузочно-разгрузочных работ.
Погрузка/разгрузка и монтаж свай осуществляются с помощью монтажных петель из гладкой арматурной стали, расположенных на стволе изделия. Петли предназначены для закрепления карабина крановой лебедки.
Техника, используемая для монтажа мостовых свай
Для монтажа ЖБ-свай используется самоходные сваебойные машины на колесном или гусеничном ходу. Плюсы гусеничной техники: высокая производительность и способность работать с крупногабаритными сваями. Колесные сваебойные машины работают с ЖБИ меньших габаритов и веса, по сравнению с гусеничной техникой. Их преимущества – мобильность и способность самостоятельно приезжать к месту назначения. Для транспортировки моделей на гусеничном ходу по дорогам общего назначения требуется дополнительная техника.
В конструкцию сваебойной техники, помимо колесных или гусеничных шасси, входят:
- Рабочая платформа с кабиной оператора и механизмами.
- Копровая мачта – направляющая, с помощью которой закрепляются в нужном положении молот для забивания столбов и сама свая. Высота мачты определяет максимально допустимую длину сваи. Мачта обеспечивает общую ось ЖБ-столба и молота и вертикальное заглубление ЖБИ в грунт.
- Первый лебедочный блок, размещаемый на рабочей платформе, предназначается для перемещения сваи с места хранения к месту ее забивки.
- Второй лебедочный блок – отвечает за подъем и закрепление ЖБ-сваи в мачте.
- Сваебойный молот – навесной механизм, закрепляемый на копровой мачте. Его рабочие параметры определяют максимальный вес ЖБИ, с которыми может работать машина, и производительность забивки.
Технология монтажа мостовых свай
ЖБ-сваи устанавливаются в соответствии с разметкой, выполненной согласно проекту. Порядок работ:
- Сваебойная машина приезжает на место выполнения работ.
- На строительный объект доставляются ЖБИ, укладываются штабелями.
- С помощью первого лебедочного блока ЖБ-сваю подтягивают с временного склада на место ее забивки.
- ЖБИ устанавливается на копровую мачту с обеспечением соосности сваи и молота.
- После проверки положения сваи молот начинает наносить по ней удары с мощностью 30-35% от максимального показателя. После погружения ЖБИ в грунт на 2 м мощность ударов повышают до максимального значения. Изделие забивается до проектного отказа. Глубина проектного отказа рассчитывается теоретически при разработке проекта. На практике этот момент наступает, когда заглубление ЖБ-сваи при ударах молотом становится визуально незаметным. Это происходит из-за того, что острие столба достигло несжимаемых грунтовых пластов.
Преимущества мостовых железобетонных свай
Использование железобетонных свайных изделий обеспечивает ряд преимуществ, среди которых:
- Ведение строительных работ в любое время года, поскольку такая технология не имеет мокрых процессов и не требует создания особых условий для твердения бетона, как это необходимо при монолитном бетонировании.
- Возможность использовать такие ЖБИ при ведении строительных работ на большинстве типов грунтов. Мостовые сваи подходят для сооружения мостов через глубокие водоемы.
- Устойчивость к агрессивным факторам – высоким и низким температурам, температурным перепадам, влажности.
Железобетонные мостовые сваи – одни из самых прочных, надежных и долговечных опор, используемых в строительстве.