Рейтинг (3.56)

Железнодорожные лотки

Содержание:

Постоянное развитие железнодорожной индустрии подразумевает интенсивное восстановление старых и строительство новых железных дорог. Одна из наиболее важных задач в обеспечении прочности и надежности земляного полотна является организация оперативного и полного отведения грунтовых и поверхностных вод. Для этой цели сооружается эффективная дренажная система из водоотводных железобетонных ЖБ-лотков – междушпальных (МШЛ) и междупутных (МПЛ).

Железнодорожные лотки

Эксплуатационные особенности междушпальных МШЛ и междупутных МПЛ железнодорожных лотков

Насыщение грунта железнодорожного полотна влагой в количестве, превышающем норму, приводит к снижению его несущей способности и, как следствие, к просадке и даже полному разрушению. Для предотвращения размыва и подтопления полотна в нормативной документации предусмотрено обустройство водоотводных систем из прочных и долговечных железобетонных лотков, устойчивых к воздействию влаги, способных выдерживать значительные статические и динамические нагрузки.

ЖБ-лотки предназначены для отведения воды от объектов железнодорожной инфраструктуры в регионах, в которых температуры окружающей среды находятся в пределах -40…+40̊ C. Изделия могут эксплуатироваться в непосредственном контакте с нефтепродуктами, бетоном, водой, грунтом, кислотность которого находится в интервале pH=6-8. Междушпальные водоотводные железнодорожные лотки предназначены для отведения воды в направлении, перпендикулярном ЖД-путям, межпутные – вдоль рельсов. Монтаж изделий осуществляется в соответствии с проектом, разработанным с учетом результатов геодезических исследований.

Междушпальные лотки используются для отведения дождевых вод от ЖД-насыпей, пассажирских платформ, переездов, централизованных стрелок. Такая продукция применяется на внутризаводских железнодорожных путях. Междупутные изделия, помимо прямого назначения, могут использоваться для отведения воды от тротуаров и мостовых, строящихся объектов, которые расположены в низинах и в местах с грунтами, перенасыщенными влагой.

водоотводные лотки для ЖД-путей

Конструктивные особенности водоотводных лотков для ЖД-путей

ЖБ-лоток представляет собой изделие с поперечным сечением П-образной формы. На боковых стенках изготовлены отверстия диаметром 30 мм, через которые вода поступает из грунта в лотковый блок. При необходимости обеспечить перепуск воды под узлами станций и стрелочными переводами используются изделия без дренажных отверстий.

Предотвратить засорение лотковых линий позволяет монтаж бетонных крышек, соответствующих типу блоков междушпальных и междупутных лотков. На один лотковый блок (МПЛ или МШЛ) устанавливают две крышки. Для повышения устойчивости ЖБИ к влаге их обрабатывают битумной мастикой в 2 слоя.

Наиболее популярные размеры изделий МШЛ:

  • длина – 1500 мм;
  • высота – 450, 600, 800 мм;
  • ширина – 392 мм.

Наиболее распространенные размеры лотков МПЛ для железных дорог:

  • длина – 1500 мм;
  • высота – 600-1600 мм;
  • ширина – 700 мм.

Высота крышек для междушпальных и междуплитных лотков составляет 50 мм. При необходимости используются усиленные плитные ЖБ-изделия.

Особенности производства и основные характеристики путевых железобетонных лотков

Дренажные лотки производят по технологии полусухого вибропрессования из следующих компонентов:

  • бетон классов прочности В22,5-В30 с минимальной водонепроницаемостью W4;
  • для армирования – сварная сетка из проволоки Вр-1или горячекатаные арматурные стержни периодического профиля;
  • для строповочных петель – проволока или стержни с гладкой поверхностью.

Для этих ЖБИ характерны:

  • прочность и износостойкость;
  • устойчивость к воздействию влаги, повышаемая обмазочными гидроизоляционными составами;
  • устойчивость к температурным перепадам;
  • стойкость к некоторым агрессивным средам.

Дренажные лотки

Подготовительные работы к монтажу междушпальных и междупутных лотков 

До начала монтажных работ необходимо выполнить ряд мероприятий, среди которых:

  • Принятие строительной площадки после оформления акта освидетельствования геодезической основы объекта.
  • При необходимости – выполнение переноса подземных и наземных инженерных коммуникаций.
  • Разработка траншеи для укладки лотковой линии.
  • Обработка внешней стороны дренажных лотков битумной мастикой.
  • Подготовка дорог для доставки средств механизации и складирования песчано-гравийной смеси.
  • Обустройство электрического освещения рабочего участка.
  • Составление исполнительной схемы траншеи, в которой должны быть указаны – геодезические знаки, в том числе временные, высотные отметки дна траншеи, геометрические размеры.
  • Приемка траншеи с дренажной подушкой, изготовленной из песчано-гравийной смеси, при наличии исполнительной схемы.
  • Составление акта освидетельствования скрытых работ.
  • Подготовка оснастки и приспособлений для проведения монтажных работ, доставка необходимых материалов в рабочую зону.

Технологическая последовательность монтажа железнодорожных лотков

Перед началом монтажных мероприятий срезают монтажные петли с помощью УШМ и затирают места среза цементно-песчаным раствором. Изделия устанавливают на ЖД-платформу дном вниз. Дальнейшие мероприятия:

  • Натягивают шнур в траншее с обозначением наружной грани лотковых блоков, в соответствии с закрепленной на местности геодезической разбивочной основой.
  • Геотекстиль нарезают на полотна необходимой длины и укладывают их в траншею с нахлестом 100 мм. Геотекстиль предотвращает загрязнение дренажного слоя.
  • Элементы лотковой линии устанавливают в проектное положение с помощью строительной техники. После монтажа каждого блока проверяют горизонтальность расположения его поперечного сечения. Грани всех дренажных лотков должны совпадать. При обнаружении несовпадения лоток изымается из траншеи и осуществляется выравнивание песчано-гравийной подушки. Воздействовать на ЖБИ силовыми способами категорически запрещено.
  • После монтажа каждой двадцатки блоков производят проверку уклона линии и составляют исполнительную схему.
  • Швы между отдельными элементами зачеканивают паклей, пропитанной битумной мастикой и затирают цементно-песчаным раствором.
  • Лотковые блоки оборачивают геотекстильным полотном с заведением краев во внутреннюю часть лотков.
  • Плиты перекрытия укладывают на лотковый канал и, тем самым, закрепляют концы геотекстиля.

монтаж жб лотков

После окончания монтажных работ выполняют обратную засыпку. Для этого:

  • Засыпают пространство между лотками и стенками траншеи щебнем до 1/3 высоты, щебневый слой трамбуют ручными трамбовками или штыкованием.
  • Засыпают свободное пространство щебнем до 2/3 высоты траншеи и производят повторную трамбовку.
  • Осуществляют обратную засыпку окончательную засыпку траншеи и трамбуют поверхность грунта с помощью виброплиты до относительной плотности 0,98.

Работы по монтажу междушпальных и междупутных лотков на объектах ответственного назначения должны осуществлять сотрудники компании, имеющей лицензию на проведение подобных работ, под контролем производителя работ.

Дата публикации: 28.11.2022

Производим и предлагаем продукцию:

Читайте также:

Все статьи