Содержание:
Железобетонные сборные лотки теплотрасс – стандартизированные изделия, размеры которых соответствуют серии 3.006.1-2. Они служат комплектующими элементами при создании каналов и тоннелей, задача которых – защищать подземные трубопроводы от механических нагрузок, коррозионного действия грунтов, низких температур. Лотки могут использоваться для монтажа в грунтовых водах, слабых породах, регионах с повышенной сейсмоактивностью.
Материалы, используемые при производстве сборных лотков теплотрасс
При производстве лотков используются бетон и стальная арматура. Требуемые характеристики бетона:
- класс прочности – не менее 22,5;
- водонепроницаемость – от W4;
- морозостойкость – от F200.
Подбор бетона длялотков для теплотрасс осуществляется в соответствии с запланированными эксплуатационными условиями.
Жесткость конструкции обеспечивает арматурный каркас, изготовленный из стержней и проволоки с гладкой поверхностью и периодического профиля. Для повышения устойчивости лотков для теплотрасс к воздействию влаги осуществляют их гидроизоляцию с помощью эффективных водостойких составов.
Какие задачи выполняют железобетонные лотки для теплосетей
Эти ЖБИ востребованы в строительстве, ЖКХ, на промышленных объектах, быту. Укладка лотков для теплотрассы обеспечивает:
- защиту водо-, газо-, паропроводов подземного монтажа от сжимающего действия грунта;
- теплоизолояцию труб;
- защиту трубопроводов от влаги и, следовательно, от коррозии.
Бетонные лотки защищают трубопроводы от разрушения при сезонных подвижках грунтов, в результате сейсмоактивности, размыве грунтовыми водами. ЖБИ могут выполнять еще одну функцию – отводить различные жидкости в места их сбора. Их применяют в сельском хозяйстве для отведения жидких стоков, при организации водоподающих и водоотводящих каналов, осушении болот. В частных владениях лотки укладывают для подведения воды на участок из открытых водоемов.
Лотки для теплотрасс могут укладываться даже под автомагистралями и железными дорогами, допускается полуподземный монтаж.
Маркировка и основные серии лотков для теплотрасс
В маркировке ЖБИ указывают:
- Л – лоток, П – плита;
- д – эта буква ставится после первой цифры и указывает на то, что это изделие является доборным;
- цифры 1-38 – порядковый номер типоразмера изделия.
Существует еще одна серия 3.006.1-8, в соответствии с которой изготавливают лотковые элементы. Маркировка в соответствии с этим нормативом:
- КЛ – лоток;
- ППУ – перекрывающая плита угловая;
- ПДУ – плита днища угловая;
- ПТО – плита с отверстием;
- ЛКО – изделие лотковое с отверстием.
После буквенных обозначений лотков и плит теплотрассы указываются три числа, характеризующие длину, ширину и высоту ЖБИ в см. После дефиса указывается расчетная нагрузка в тс/м2.
Виды наиболее часто используемых лотков для теплотрасс в соответствии с серией 3.006.1-2.87
Обозначение | Размеры (ДхВхШ), см | Обозначение | Размеры (ДхВхШ), см |
---|---|---|---|
Л1-8 | 297х42х36 | Л14д-8 | 72х184х57 |
Л1д-8 | 72х42х36 | Л15-8 | 297х184х72 |
Л4-8 | 297х78х53 | Л15д-8 | 72х184х72 |
Л1д-8 | 72х78х53 | Л16-8 | 297х184х103 |
Л5-8 | 297х78х68 | Л16д-8 | 72х184х103 |
Л5д-8 | 72х78х68 | Л17-8 | 297х184х133 |
Л6-8 | 297х116х53 | Л17д-8 | 72х184х133 |
Л6д-8 | 72х116х53 | Л18-8 | 297х184х164 |
Л7-8 | 297х116х68 | Л18д-8 | 72х184х164 |
Л7д-8 | 72х116х68 | Л19-8 | 297х216х74 |
Л8-8 | 297х116х100 | Л19д-8 | 72х216х74 |
Л8д-8 | 72х116х100 | Л20-5 | 297х216х104 |
Л9-8 | 297х116х131 | Л20д-5 | 72х216х104 |
Л9д-8 | 72х116х131 | Л21-8 | 297х216х134 |
Л10-8 | 297х148х55 | Л21д-8 | 72х216х134 |
Л10д-8 | 72х148х55 | Л22-8 | 297х216х164 |
Л11-8 | 297х148х70 | Л22д-8 | 72х216х164 |
Л11д-8 | 72х148х70 | Л23-8 | 297х246х74 |
Л12-8 | 297х148х101 | Л23д-8 | 72х246х74 |
Л12д-8 | 72х148х101 | Л24-8 | 297х246х104 |
Л13-8 | 297х148х132 | Л24д-8 | 72х246х104 |
Л13д-8 | 72х148х132 | Л25-8 | 297х246х134 |
Л14-8 | 297х184х57 | Л25д-8 | 72х246х134 |
Длина цельных лотков для теплотрасс должна составлять 5970 мм, но для удобства транспортировки их изготавливают длиной 2970 мм, ГОСТ разрешает такое исполнение, поскольку при этом сохраняется серийная схема армирования.
Основные этапы укладки лотков для теплотрасс
В сухих траншеях укладывают песчаную подушку толщиной до 100 мм. В местах примыкания лотков к камерам предусматривают деформационные швы, заполняемые битумом. На песчаную подушку устанавливают лотки, в которые укладывают трубы. Лотковые элементы закрывают плитами, стыки гидроизолируют, траншею закапывают.
При наступлении срока демонтажа или ремонта теплотрассы траншею раскапывают, с лотков снимают плиты перекрытий и осуществляют необходимые работы.
Общие рекомендации по устройству каналов и тоннелей из лотков и плит
- При осуществлении земляных работ необходимо обеспечить целостность расположенных поблизости инженерных коммуникаций.
- Требуется организовать водоотводы от места расположения канала или тоннеля.
- Необходимо обеспечить максимально краткий промежуток времени между рытьем и закапыванием траншеи.
- Дно траншеи должно тщательно уплотняться, что позволит в будущем избежать перекоса уложенных лотковых элементов.
- Запрещено укладывать лотковые элементы на промерзший грунт.
Вопросы-ответы
Для проведения гидроизоляционных мероприятий могут использоваться: холодная и горячая асфальтная гидроизоляция, оклеечная, химические водоотталкивающие смазки, составы для запенивания, жирные глины.
Под автодорогами – расстояние от верха ЖБИ до автомагистрали – 0,5-6,0 м, под ЖД-путями – 1,0-4,0 м (от верха ЖБИ до верха шпалы), в производственных цехах – минимальное заглубление – 0,3 м до уровня пола.
Нет, перед выполнение обратной засыпки грунт, предназначенный для этой цели, должен оттаять.